ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЕ. Н.К. РЕРИХ

Õppekava

Eesti kodulugu õppekava
2011-2012

Общие положения
1. Краеведение  в гимназии
1.1. При изучении краеведения в гимназии происходит процесс ознакомления с достопримечательностями Эстонии.
1.2. Принципами, применяемыми при изучении краеведения, являются хронологический, политический, экономический, социальный, культурный и идеологический.
1.3. Одним из основных требований программы обучения является развитие учащихся, приобретаются новые навыки, обогащается система ценностей, формируются национальное и культурное самосознание, терпимость и положительное отношение к демократическим ценностям, расширяется миропонимание учащихся.
1.4. При обучении, основанном на таких принципах, изучение краеведения в школе не может быть энциклопедическим, оно должно быть экземплификационным, т.е. учащиеся знакомятся с историческим материалом выборочно, согласно истории уездов.
1.5. При изучении краеведения применяется детальное рассмотрение материала. Детальному рассмотрению подвергаются некоторые наиболее значительные достопримечательности уездов.
1.6. Важное значение имеют создание моста между историческими событиями и явлениями прошлого и настоящего времени, формирование понимания того, что без обращения к прошлому трудно понять современный мир, природу очагов напряженности, а также многие проблемы, связанные с историей Эстонии.
1.7. Представления об истории культуры Эстонии , которые имеются у каждого человека, формируются не только в школе. Формированию таких представлений способствуют экскурсии и учебные походы, а также соприкосновения с исторической и художественной литературой, театром и кино, с различными людьми и историческими местами. Путем приложения такого опыта к материалу, изученному в школе, у учащихся постепенно формируется свойственная только им картина мира.
1.8. Картину мира, складывающуюся у учащихся, обогащают межпредметная интеграция, рассмотрение с различных аспектов тесно связанных между собой тем.
1.9. Целью проверки и оценивания результатов изучения краеведения являются получение общего представления о достижении целей обучения истории, индивидуальном развитии учащегося.
1.10. Для проверки результатов обучения следует применять интерактивные задания и творческие работы.

Программа по краеведению для гимназии
1. Цели обучения в гимназии
Изучение краеведения в гимназии направлено на то, чтобы учащийся:
• познакомился с историей родного края, научился соотносить себя с родным краем, Эстонией.
• считал себя членом своего народа.

2. Учебная деятельность
2.1. На гимназической ступени краеведение рассматривается на втором концентрическом уровне. В рамках курса  важное значение имеет рассмотрение особенностей культурных ценностей.
2.2. В учебной деятельности используются различные приемы (например, беседы, дискуссии, рассказ учителя, работа с первоисточниками, ролевые игры и игры на принятие решений, составление рефератов и исследовательских работ, написание рассуждений и т.д.).
2.3. В гимназии оцениваются: умение анализировать, а также находить и создавать связи.
3. Содержание обучения
3.1. Краеведение Эстонии
3.1.1. Харьюмаа. История уезда. Национальная одежда и быт. Таллинн, Падизе, Ягала, Тюрисалу, Тухала, Ландшафтный заказник Пыхья-Кырвемаа, острова Найссаар и Пакри, Болото Виру Раба и церковь Саха, Башня-замок Кийу.
3.1.2. Ида-Вирумаа. История уезда. Национальная одежда и быт. Побережье Сака-Онтика-Тойла. Шахтерский парк-музей в Кохтла. Музей Ийзаку. Парк Тойла-Ору. Женский монастырь Куремяэ. Нарвская крепость.Тойла-Ору. Мыза и парк Кальви. Мяэтагузе и Иллука.Йыхви.
3.1.3. Ярвамаа. История уезда. Национальная одежда и быт. Ландшафтный заказник Кырвемаа. Валгехобуземяги.Албу и Янеда. Район Норра-Оострикуских источников. Музей Антона Хансена-Таммсааре. Эстонский музей радиовещания находится в Тюри. Ярва-Яаниский музей пожарного общества. Заказник на Тюриском друмлинном поле. Церковь в Ярва-Мадизе.Пайде.
3.1.4. Ляэне-Вирумаа. История уезда. Национальная одежда и быт. Лахемааский национальный парк и его достопримечательности.Кясму и Раквере, Тарвапеа и рыцарский замок. Вихула, палмсе и Сагади.Алтья и тропа Энту.Башня-замок Вао.Поркуни и заказник в Неэрути.Кунда и Ламмасмяги. Килтси, Тоолсе и Виру-Нигула.Холм Эбавере.
3.1.5. Рапламаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Рапла.Мызы Рапламаа и древние городища Лооне и Варбола.
3.1.6. Хийумаа. История уезда. Национальная одежда и быт. Кярдла.Маяки и природные тропы.Хутор-музей Михкли.Хийумаский музей и Кярдлаский кратер.Дворец Сууремыйза и Пюхалепаская церковь.Ристимяги.
3.1.7. Ляэнемаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Матсалу и Хаапсалу.Ридала и Лихула.Заповедник Салайые.
3.1.8. Пярнумаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Соомаа и Нигула. Остров Кихну.Тори и Кургья.Синди и Пярну.
3.1.9. Сааремаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Куресааре. Вийдумяэ и Вилсанди.Ветряные мельницы и церковь в Карья.Остров Муху. Метеоритные кратеры. Остров Рухну.Сырве. Пёйде.
3.1.10. Йыгевамаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Йыгева.Эндла и Алам-Педья,Вооремаа.Элиствере и Эхавере.Сааре и Паламузе.Сиймусти и Лууа.Пыльтсамаа.Священные места и орденский замок Лайузе. Куремаа и Кярде.Рая и Муствее.
3.1.11. Пыльвамаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Пыльва и Таеваскода. Аксте и Меэникунно. Выханду и метеоритные кратеры.Сету, Вярска, Пиузаские пещеры.Эраствере и Моосте.
3.1.12. Тартумаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Тарту.Алам-Педья.Хааге-Каабелимяги.Мыйзанурме и Тамме.Озеро Выртсъярв.Алатскиви и Камбья.Эльва и Вара. Луунья. Эмайыги.вынну. Остров Пийрисаар.Тыравере.
3.1.13.Валгамаа. История уезда. Национальная одежда и быт.ландшафный заказник Отепя.Отепя. Вяйке-Мунамяги.Сангасте и Хелме.Йыгевесте и Таагепера.Валга. Национальный парк Карула.Паю.
3.1.14.Вильяндимаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Вильянди. Соомаа.Сууре-Яани и Олуствере.Колга-Яани. Тянассилма.Кярстна и Каркси.Природный парк Лооди.
3.1.15.Вырумаа. История уезда. Национальная одежда и быт.Выру. Природный парк Хаанья.Мунамяги.Рыуге. Озеро Ваксна.Вана-Антсла и Рогози. Яаникиви и парк Карула.Чассоны.Обнажения девонского периода.Вийтина и каньон Хинни. Заповедник Лухасоо.Урвасте и Вастселийна.
4. Результаты обучения
Выпускник гимназии:
• умеет находить, отбирать, реферировать, анализировать и критически оценивать различные исторические источники и точки зрения;
• знает основные культурные достижения, имеющие мировое значение, понимает преемственность культуры;
• знает историю Эстонии и ее связь с историей других стран Балтийского моря;
• понимает суть происходивших в обществе изменений, преемственность исторического развития.